Должно ли государство регулировать экономику

Должно ли государство регулировать экономику


Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике.

Государственное регулирование является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики. Однако масштабы государственного регулирования рыночной экономики, глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют определенные границы, обусловленные, с одной стороны, интересами собственников и с другой – возможностями самого государства.

Совпадение интересов государства с интересами собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся, эти границы сужаются. Актуальность данной темы заключается в том, что государство в той или иной мере оказывает регулирующее воздействие на экономику в различных странах.


Почему «Экономика роста» приведет к краху


Невозможно будет указывать банкам, какие деньги из выделенных Центробанком тратить, а какие нет: «Такая мягкая кредитная денежная политика не работает, если есть плавающий курс рубля и свободный валютный рынок», — объясняет Алексашенко. Какие-то кредиты банки выдадут, на остальные скупят валюту, считает экономист.

Выдавать кредиты под ставку ниже инфляции в 13% нереально, это слишком большой риск для Центробанка. По словам Алексашенко, идея о том, что можно увеличить денежную массу и спровоцировать рост экономики — иллюзия.



Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования: предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства; защита конкуренции — государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу; с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов; осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды; проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов; осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера. Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны: с помощью государственного сектора; воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.

Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями.

Рыночная экономика является саморегулирующимся организмом, но, как известно, целый ряд проблем в общественном развитии невозможно разрешить посредством рынка, поэтому часть функций берет на себя государство.

Практически нет ни одного государства, которое не занималось бы экономической политикой. Наоборот, с развитием и усложнением экономики, усилением ее социальной направленности в последние годы возрастает и экономическая роль государства.


Борис Титов об экономике роста подробно и по пунктам


То, что они видят сейчас, им не нравится. Борис Титов: «Федеральная налоговая служба подсчитала добавленную стоимость по всем компаниям России, по всем балансам вместе, суммарно.

Получился всего 1%. И это за три года. Антикризисный план можно делать, когда есть текущий кризис — сегодня есть, завтра нет.

А у нас кризис системный. Нужен не антикризисный план, а новая экономика». Борис Титов считает, что наш кризис не ситуационный, а системный.



Не хуже Геббельса. На ядерный вызов США был найден ответ. Нельзя не восхищаться работой И.В.Курчатова, С.П.Королева и их соратников.

Сейчас надо противостоять вызову манипуляторов. Для этого первое условие — научный потенциал должен быть не меньше, чем у них.

Не менее важно — научные знания должны быть основой для пропаганды и агитации.
Экономической теории в нашей стране не везет.



финансовым планом б) бухгалтерским отчетом в) государственным бюджетом г) экономическим расчетом. 4. Верны ли суждения: А. Размеры полученной производителем прибыли являются одним из факторов роста предложения.

Б. Увеличение цены обычно приводит к увеличению предложения. А) верно только А. б) верно только Б.

в) оба верны г) оба неверны. 5. Прямые налоги характеризуются тем, что они: А) взимаются только с предприятий- монополистов б) не взимаются с граждан в) используются только для сокращения государственного долга г) являются обязательным сбором в пользу государства.



Государственное регулирование выполняется как в самой государственной, так и рыночной экономике. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю.

Известно, что древние государства (Египет, Индия, Месопотамия, Китай) занимались строительством оросительных каналов и плотин, контролировали деятельность ремесленников и купцов, организовывали защиту своих границ. Пионерами государственного регулирования экономики считаются меркантилисты.


Мир науки


Дальнейшее развитие рыночного хозяйства порождает новые явления в экономике, а именно: цикличность общественного производства, высокий уровень монополизации и интернационализации, значительные экономические и социальные требования к результатам производства. Это в значительной степени ограничивает регулирующие возможности самого рыночного механизма.

Эти ограничения, с учетом рассмотренного выше, можно охарактеризовать следующим образом.

Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности.



Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования. Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избе­жать таких опасностей, как монополии и олигополии.

Но для монопо­лии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказы­ваться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии.


Государственное регулирование экономики: основные понятия и определения


следует апробировать на практике теоретические положения государственного регулирования экономики, другими словами, теория должна ориентироваться на решение практических задач. Раскрывая содержание государственного регулирования экономики, постараемся его уточнить.

Нам представляется, что государственное регулирование экономики — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными структурами и общественными организациями и направленных на эффективное функционирование национальной экономики, стабилизацию экономического и социального развития, согласование интересов общества и отдельных слоев населения в достижении стратегических целей развития национальной экономики. В современных условиях национальная экономика выступает как агрегированный объект государственного регулирования в силу ряда причин: 1) как многоуровневая хозяйственная система с разветвленной структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем); 2) как интегральная взаимосвязанная система хозяйственных объектов, отличающаяся многомерностью и, во многом, детерминированностью; 3) как большая сложная система, включающая экономические, социальные, экологические и региональные аспекты развития; 4) как вероятностная динамичная система, развивающаяся под влиянием национальных традиций, исторических особенностей, изменений в области идеологии, а также целей и интересов основной части населения.

Системно-структурный аспект дает возможность провести группировку элементов национальной экономики по различным признакам. Во-первых, национальную экономику можно рассматривать как синтез хозяйственных систем различных форм собственности.

Во-вторых, в составе национальной экономики можно выделить хозяйственные системы, соответствующие уровням управления экономикой и различающиеся степенью свободы действий и сложностью решаемых задач: макроэкономическую, мезоэкономи-ческую и микроэкономическую. Объектами государственного регулирования экономики являются также основные сферы, отрасли, регионы, и, кроме того, условия социально-экономического развития страны.

Особняком стоит государственный сектор, который одновременно служит и объектом, и инструментом государственного регулирования. К традиционным объектам государственной собственности относится национальное достояние, не являющееся предметом купли-продажи и прибыли (земля, леса, воды, парки, музеи и др.).



Для этого государство располагает достаточным количеством рычагов управления экономическим развитием страны. В докладе Всемирного банка о роли государства в экономике приведены следующие основные функции государства: — утверждение основ законности; — поддерживание сбалансированной политической обстановки, не подверженной искажениями, включая обеспечение макроэкономической стабильности; — финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры; — поддержание незащищенных групп населения; — защита окружающей среды.

Это фундаментальные задачи, на которых должно быть сконцентрировано внимание государства.
Отмечая существование различных позиций по поводу экономической роли государства в современном развитии общества, можно признать доказанным и следующее:

Раздел 2


Задачей государства и общества является своевременное определение причин возникновения такого негативного положения в экономике, и применение превентивных меры против возникновения и функционирования экономического кризиса, обращая внимание на внешние и внутренние факторы, обусловливающие его развитие.

Поэтому исследования должны быть направлены на предотвращение, или снижение негативных влияний и сокращение стадии экономического кризиса до минимума по сравнению с другой противоположной тенденцией — экономическим ростам. Современный уровень развития экономики в высокоразвитых странах позволяет и сокращает стадию экономического кризиса до 8–10 месяцев [2, c.


ЕГЭ по обществознанию и истории: 2018


Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития.

Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг.

Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике.